Заголовок страницы "Живописная провинция"
Э. Косарев. "Апрель". Стилизованная фотография (2020).
Живописная провинция
Вряд ли найдётся такой любитель русской живописи, который ни разу в жизни не посетил бы Третьяковскую галерею или, по крайней мере, не видел бы репродукций хранящихся там картин. Столь же хорошо известны всякому образованному человеку многие знаменитые полотна из коллекции Государственного Русского музея. Гораздо хуже обстоят дела с живописными произведениями, оказавшимися в силу тех или иных обстоятельств в музеях провинциальных городов. Эти работы значительно менее известны, а подчас и вовсе забыты как искусствоведами, так и широкой публикой. Их репродукций не встретишь на страницах роскошных цветных альбомов, да и увидеть их непосредственно часто бывает непросто, учитывая колоссальные размеры нашей страны и расстояния от города до города, привычно измеряемые у нас сотнями и тысячами километров.

В настоящее время ведётся огромная работа по созданию единого Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации. На его страницах в сети Интернет размещены ознакомительные снимки более полумиллиона картин, хранящихся во всех без исключения музеях страны. Эта грандиозная работа показывает, какие удивительные, своеобразные и по-своему замечательные живописные работы как признанных мастеров, так и совсем почти неизвестных художников, можно встретить в русской провинции. И как бы ни оценивали критики их художественных достоинств, в каждую картину были вложены некогда мысли, эмоции и труд, на создание каждой из них пошла частица человеческого таланта.

Принято считать, что художники мыслят формами и цветом. Мне же кажется, что их идеи рождаются на почве тех же мыслительных процессов, что и у всех людей вообще, а форма и цвет служат только для выражения этих идей. Чем цельнее и яснее главная мысль, тем более она подчиняет себе сюжет и композицию. Поэтому в хороших картинах не бывает ничего лишнего, пустого, употреблённого невзначай. Поэтому и говорят картины со всеми неодинаково, в меру вкуса и понимания смотрящего, понимания, конечно, отнюдь не универсального, не однозначного. Тем более приятно бывает открыть для себя новые, неожиданные, никогда доселе не виданные кусочки нашего мира, принадлежавшие иным временам, иному сознанию, и всё же понятные и близкие теперь в силу то ли общего опыта, то ли общих размышлений художника и зрителя, разделённых многими десятилетиями. И радостно становится, что какая-нибудь внезапно «открытая» тобой картина сохранилась, что висела она когда-то, быть может, в усадьбе помещика, потом побывала в разных руках и осела, наконец, в маленьком тихом музее, далёком от больших городов.

В этом разделе сайта мне хотелось бы начать собирать и публиковать изображения тех картин, которые почему-либо привлекли моё внимание в музеях малых и средних городов, а также в различного рода мемориальных местах, где мне довелось побывать. Я не могу, конечно, составить конкуренцию большим государственным проектам вроде «Артефакта», да и цель у меня совершенно иная. Из огромного, просто гигантского количества художественных произведений хочется выделить самые необыкновенные, запавшие в душу, интересные мне и, надеюсь, кому-то ещё.

К сожалению, в силу понятных причин съёмка фотографий производится мною без специальной подготовки, без цветокоррекции, чаще всего при плохом освещении, поэтому качество снимков не всегда удовлетворительно.

Что же касается живописи сегодняшнего дня, то я с удовольствием публиковал бы интересные работы нынешних провинциальных мастеров, благо у нас их немало. Но чаще всего не решаюсь на это из опасения нарушить чьи-нибудь авторские права, в которых ничего не смыслю. Разве что удастся получить разрешение художника, что сделать не так уж просто. В целом же считаю это не менее важным делом, чем пропаганда наследия старины.

Вот уже более ста лет, как по европейским столицам, включая теперь и Москву, и прочие крупные русские города, кочует расхлябанная шайтан-арба современного пост-искусства. И только у нас, в провинции, пока ещё не слышно её гнусавого гудка, возвещающего конец прекрасного. Прекрасное до сих пор живёт в умах консервативных жителей глубинки (в самом широком смысле слова), питаясь эстетической пищей местного приготовления. Нам говорят: это застывшее искусство, в нём нет развития! И верно, если принимать за развитие бесконечные трансформации внешних форм. Для истинного же творчества несоизмеримо важнее внутреннее содержание, которое развивается вместе с человеческой душой. Этот процесс нельзя остановить. Поэтому по мере возможности я буду стараться писать и о работах современных художников.

Как и в других разделах, я не планирую придерживаться здесь какой-либо определённой систематизации, классификации, разбивать содержание на группы и категории в зависимости от территориального распределения, авторства, сюжета и т. п. Мне кажется, что связь между живописными произведениями, в том числе, собственно, и смысловая, не так важна, как суть самих произведений. Каждое из них способно говорить само за себя. А я стану говорить за них так, как смогу в силу своего скромного дилетантского разумения.
Список картин
Ярослав Сергеевич Николаев.
«На острую тему» (1954).
Исаак Ильич Левитан.
«Осенний лес» (1886).
Николай Павлович Чехов.
«Московский дворик. Службы».
Иван Григорьевич Савенко.
«Вывоз навоза на поля» (1958).
Александр Ерашов.
«Владимир Святой. Крещение Руси» (2018).
Неизвестный автор.
На тему Апокалипсиса (1670-е годы).
О картине Аркадия Александровича Пластова (1893—1972) «В сумерках» (1944 г.)
Аркадий Александрович Пластов.
«В сумерках» (1944).
О картине Владимира Ювенальевича Нуждина «День рождения» (2019 г.)
Владимир Ювенальевич Нуждин.
«День рождения» (2019).
О картинах Фёдора Ивановича Куницына и о портретном контексте.
Фёдор Иванович Куницын.
Три портрета.
О картинах Порфирия Никитича Крылова, посвящённых музею-усадьбе Л. Н. Толстого Ясная Поляна.
Порфирий Никитич Крылов.
Ясная Поляна.
О картине  С. Б. Никритина "Пролёт 17, станок 52".
Соломона Борисовича Никритин.
Пролёт 17, станок 52.
Домашняя страница
Карта сайта
Контакты