Историческая эволюция живописи во многом зависит от преемственности поколений. Развитие художественной техники, появление новых идей, изобразительных средств, материалов – всё это двигает искусство вперёд, и оно прорастает из прошлого в будущее подобно дереву, опирающемуся на массивные корни. Возможно ли сказать то же самое о литературе? Ведь она, в отличие от живописи, целиком принадлежит своему времени, питается его идеями, оперирует его образами без оглядки назад. Существуют, конечно, исторические романы и научная фантастика, но и эти жанры всегда глубоко укоренены в современности, векторные проекции которой простираются в прошлое или будущее.
В силу прикладной специфики своей работы, начинающий профессиональный художник попросту вынужден опираться на идейное наследие, которое в течение многих лет преподаётся ему в обязательной школе мастерства наряду с чисто техническими сведениями и навыками. Потом уже, пройдя эту школу, он свободен поддерживать усвоенную традицию, модифицировать её, даже ниспровергать, но избавиться от её влияния совершенно он уже не в состоянии. Поэтому все его идеи так или иначе коррелируют с идеями предшественников. Даже гении, совершая гигантский прыжок вперёд, продвигаются той же дорогой, по которой идут остальные.
Писатель, как правило, не «учится писать» в специальных учебных заведениях, его мировоззрение формируется не за счёт прочитанных книг. Ему ничего не нужно для творчества кроме листа бумаги, ручки или карандаша. Весь его дар заключается в том, чтобы остро чувствовать время и уметь облекать его в мысленные образы, поддающиеся описанию при помощи обыкновенных слов. Эта своего рода сублимация слепого бесформенного начала в хорошо упорядоченную вербальную структуру и составляет, собственно, фундамент литературного искусства. Даже такая сравнительно примитивная отрасль его, как жанровая проза, сочиняемая en masse для развлечения публики, базируется на том же основании.
В связи с этим мне представляется крайне затруднительным проследить преемственность творчества русских писателей даже в пределах такого расплывчатого периода, как так называемый Золотой век отечественной литературы. Творческий образ Тургенева стоит здесь таким же особняком, как образы Пушкина, Гоголя, Льва Толстого, Чехова, Достоевского. Не спорю: чем ближе к нам то время, в которое жил и творил талантливый человек, тем больше мы склонны понимать его дела, поступки и главное – его произведения. В этом смысле Пушкин значительно дальше от нас, чем Тургенев в силу разности их жизненных условий, продиктованных самой историей. Она разделила этих людей какой-нибудь парой десятилетий, но эти недолгие годы стали границей двух разных эпох. Творческий расцвет Тургенева пришёлся на время, гораздо более сходное с нынешним по многим параметрам. И языком своим, и мыслями он современнее нам. И всё же для меня этот человек всегда оставался и остаётся до сих пор огромной загадкой, не решаемой историческим методом.
Тем более интересным показался мне данный портрет. Десять лет непрестанных поисков художника не прошли даром. По-моему, эта работа значительно превосходит обе предыдущие. Помимо великолепно подобранной цветовой гаммы в ней появился смысл, конфликт, напряжение. Контекст, наконец, заговорил!
Правда и здесь, как прежде, он говорит в основном только с теми, кто хотя бы немного знаком с биографией и творчеством писателя. Этот упрямый порог – необходимость наличия у зрителя предварительных знаний – так и не был преодолён. Да и есть ли вообще хоть какой-нибудь способ его преодолеть? Вряд ли, если мы говорим об информации, воспринимаемой разумом. А вот в области чувств существует немало лазеек. Прежде всего это цвет, точнее – колорит картины.
Синий – цвет неба, зелёный – листвы, жёлтый – созревших хлебов, – как они все хорошо гармонируют с сочинениями Тургенева! Нет такого романа, повести или рассказа, в котором Иван Сергеевич не обращался бы к образам русской природы. Читая «Записки охотника» или поздние повести-воспоминания, всюду находишь их, и в голове проплывают один за другим великолепные пейзажи-виде́ния: зелёные, жёлтые, синие.
В отличие от предыдущих картин здесь, однако, цвет не ограничивается одной лишь иллюстративной функцией, формирующей настроение. Он ещё задаёт контраст, усиливает конфликт, подчёркивает смысловое напряжение. Я имею в виду противопоставление всей обширной идиллически-светлой гаммы одному большому чёрному пятну, словно бы лежащему на сердце писателя. Это пятно – фигура Полины Виардо.
Не знаю, принадлежит ли автор картины к тому обширному лагерю поклонников творчества Тургенева, которые считают роковую любовь Ивана Сергеевича к испанской певице трагедией, отнявшей у России одного из талантливейших писателей. «Сколько бы он мог ещё написать, сколько бы дал нашей русской культуре, если б не эта особа!» - восклицают они и, негодуя, разводят руками.
Сразу скажу, что я вовсе не склонен разделять такую позицию, мало того – считаю её ошибочной. Но не в этом суть. Конфликт, изображённый на картине, лежит не на поверхности, то есть не в окружении Тургенева, а в его душе. Это тонкое различие проведено художником блестяще. Мы видим два полюса напряжения, две страсти писателя: страсть к женщине и любовь к Родине. Их борьба определила всю его жизнь, всё его творчество, всё мировоззрение. Душевный разлад, трагедия? – безусловно! Но без них не возникла бы, верно, та сила, что возводит в гении самых обычных людей.
Мало иметь талант, нужно ещё обладать стремлением к тому, чтобы им воспользоваться. Не имея такого стремления, даже самый талантливый человек вряд ли чего-нибудь добьётся. Внутренний конфликт – лучший стимул для тех писателей (чаще всего превосходных), которые ищут в искусстве художественного слова выход для собственной совести. Не умея, а может быть и не желая совладать с порывами души или плоти, не находя в себе соответствия тому идеалу, которому до́лжно соответствовать, автор утешается созданием вымышленных героев, наделяя их всем тем, чего, по его мнению, не хватает ему самому. Примеров тому немало и в русской, и в зарубежной литературе. Вместе с образами литературных персонажей на свет выходят и размышления автора, так что вся его богатая внутренняя жизнь, вся борьба перекочёвывает мало-помалу на страницы рассказов, повестей и романов.
Принадлежность Тургенева к числу такого рода писателей кажется мне несомненной. Правда и то, что душевный конфликт – не единственная движущая сила его таланта. Она не присутствует всюду так ярко и буквально, как у иных авторов. Мысль Тургенева тонка и ажурна, его эмоции необыкновенно сложны и часто противоречивы. Его волнует и занимает множество проблем помимо его собственных. Но то, что лишает его покоя, заставляет снова и снова всматриваться в людей, постоянно искать, искать чего-то – это идёт из самых глубин его сердца.
Что же до личного конфликта, то ярче всего он выразился, пожалуй, в повести «Вешние воды». Те же два полюса притяжения, что и в жизни (и на картине). С одной стороны – молодая прекрасная иностранка, ради которой главный герой вначале рискует жизнью, а потом предлагает ей руку и сердце. С другой – замужняя барыня, соотечественница, жена старинного приятеля, которая всем: и манерами своими, и нравом, и внешностью, и характером напоминает о России, о Родине, в буквальном смысле олицетворяет её.
Вот как Тургенев описывает эту русскую женщину в сцене бешеной скачки верхом. Вместе с главным героем повести она несётся сломя голову по немецким полям и перелескам, и, глядя на неё, молодой человек забывает обо всём. Нет больше юной итальянки, с которой он помолвлен, нет скорой свадьбы, нет денежных проблем, нет прошлого и будущего. Есть лишь она – воля, ширь, Русь – Марья Николаевна Полозова.