Картина П. Н. Крылова "Дом Л. Н. Толстого (Ясная Поляна)".
Название работы: «Дом Л. Н. Толстого (Ясная Поляна)».
Имя художника:
  Народный художник СССР Порфирий Никитич Крылов.
Год создания: 1956.
Место съёмки: Музей П. Н. Крылова, город Тула.
Тип освещения: искусственный свет.
Цветовая температура освещения: тёплая.
Направление освещения: сверху.
Качество освещения: хорошее, равномерное, рассеянное.
Рама: оригинальная.
Крупный советский художник Порфирий Никитич Крылов более всего знаменит своим участием в творческом объединении «Кукрыниксы» как автор талантливейших, на всю страну известных карикатур, иллюстраций и шаржей. Его персональная живопись, графика и рисунки гораздо менее известны. Личные работы автора не отличаются социальной остротой. Они глубоко лиричны, задумчивы, в них много созерцательности и какой-то житейской простоты. Возможно, создавая их, художник отдыхал от непрерывной политической борьбы и внешнего накала, столь свойственного его беспокойной эпохе.

Среди сюжетов картин преобладают пейзажи, изображения среднерусской природы, выполненные маслом на картоне, изредка – на холсте. Небольшие по размерам работы создавались, по-видимому, быстро, почти бегло, в них нет большой проработки деталей и сцены подобраны, кажется, случайно. Но каждая картина при этом имеет своё настроение, передающее настроение художника. Цветовая палитра всегда безупречна, а небрежность мазков создаёт впечатление важности момента, когда все силы души направлены на восприятие мира, а не на его преобразование. Таких мгновений в жизни бывает не так уж много, и только искусство способно их сохранять.

На родине художника в Туле есть музей, посвящённый его искусству. Среди картин, представленных там, имеются три небольших пейзажа, написанные в Ясной Поляне, где многие годы жил и работал Лев Николаевич Толстой. Бывшее поместье его располагается в полутора десятках километров от города, в заповедной зоне, включающей в себя не только сохранившийся дом писателя, но и лес, окружающий его со всех сторон, фруктовый сад, пруды и остатки старинного парка.

Три этих неброских картины поразили меня какой-то необыкновенной внутренней правдой, заключающейся в них. Вряд ли удастся мне передать эту правду словами, но описать свои чувства, которые, кажется, в точности совпали с чувствами художника, я всё-таки попытаюсь.
Картина П. Н. Крылова "Ясная Поляна. Дом Волконских".
Название работы: «Ясная Поляна. Дом Волконских».
Имя художника:
  Народный художник СССР Порфирий Никитич Крылов.
Год создания: 1963.
Место съёмки: Музей П. Н. Крылова, город Тула.
Тип освещения: искусственный свет.
Цветовая температура освещения: тёплая.
Направление освещения: сверху.
Качество освещения: удовлетворительное, резкое, неравномерное, бликующее.
Рама: оригинальная.
Все мы с детства знакомы с творчеством Толстого, но для многих из нас этот человек представляется исторически удалённым, хрестоматийным персонажем из прошлого. И хотя мы до сих пор с интересом читаем его книги, голос автора звучит в них как будто издалека, словно сквозь стену, разделяющую нас. Слишком уж он большой авторитет для того, чтобы быть близким.

Мысль о том, что величие человека делает его одиноким, не нова. Однако нельзя забывать и обратную её сторону, а именно, что одиночество подобного рода объясняется внутренним отчуждением людей. Всё высокое в какой-то момент становится недосягаемым. Оно существует над миром: для мира, но вне его.

Что-то подобное чувствовал когда-то и я в отношении Толстого. К тому же мне нередко представлялось, что литература и жизнь – две совершенно разные сферы. Одна существует реально, другая, как её отражение – виртуально, хотя и у той, и у другой есть свои законы и правила, лишь частично пересекающиеся.

Так я считал до тех пор, пока мне не представилась возможность посетить Ясную Поляну, побродить неспеша по лесам и лугам, где не раз ступала нога Льва Николаевича, побывать в его доме, послушать голос писателя в записи и просто посидеть на лавочке в парке, впитывая в себя непонятное ощущение внутренней перекройки привычного времени. Мне показалось, что в усадьбе и в окрестностях её всё дышит присутствием Толстого, на всём лежит отпечаток его гения. Подобного чувства я не испытывал более нигде.

Практически сразу моё отношение к творчеству Льва Николаевича, к самой его личности начало меняться. Я уже не думал о нём как о далёком человеке из прошлого. Он стал мне ближе. Его идеи и мысли в романах, рассказах и особенно в публицистике сделались понятней. С ним стало намного легче спорить, появилось желание возражать и не соглашаться. Он словно сошёл с пьедестала, сел со мной рядом и заговорил по-хорошему, попросту.

Потерял ли я что-то от этого? – вряд ли.  Приобрёл? – безусловно! Я нашёл себе друга. Кому-то такое признание покажется слишком нескромным. Кто я таков, чтобы ставить себя наравне с Толстым! На что я отвечу: а как вы думаете, хорошо ли быть одиноким? Хорошо ли, когда твои мысли, чувства и страстные душевные порывы становятся камнем в фундаменте новой культуры, который нельзя уже вынуть из-под земли? Что предпочёл бы сам Лев Николаевич, дружескую беседу или проповедь с амвона ему же возведённого храма?

Человеку высокой культуры редко свойственно высокомерие. Человеку высокого духа оно претит. Книга пишется для читателей, картина – для зрителей. Талант никогда не творит для себя. Поэтому я поверну ваш упрёк иначе: кто я такой, чтоб отказываться от этого дара? Мне, как и всякому, подобает принять его с честью.
Картина П. Н. Крылова "Зима в Ясной Поляне".
Название работы: «Зима в Ясной Поляне».
Имя художника:
  Народный художник СССР Порфирий Никитич Крылов.
Год создания: 1963.
Место съёмки: Музей П. Н. Крылова, город Тула.
Тип освещения: искусственный свет.
Цветовая температура освещения: тёплая.
Направление освещения: сверху.
Качество освещения: хорошее, равномерное, рассеянное.
Рама: оригинальная.
В Ясной Поляне я бывал не однажды. Мне дорого то чувство, которое я испытывал там и которое испытываю теперь всякий раз, открывая книгу Толстого. Это светлое чувство чем-то сродни ощущению счастья. Похожим настроением, мне кажется, полны и картины Крылова. Должно быть он тоже улавливал тонкую связь времён и понимал, что прикасаясь любовно к высокому, мы не низводим его до собственного уровня, а двигаемся вверх.
27 августа 2024 года.

Домашняя страница
Карта сайта
Контакты