Как вы, наверно, уже догадались, ключ к пониманию этого рассказа кроется в названии. Почему "Первый шаг"? Кто его делает? Об этом я и хочу вам сейчас рассказать, если вы, конечно, ещё не успели составить на этот счёт собственного мнения. Каково бы оно не было, считайте его единственно правильным, а моё принимайте только в качестве возможной альтернативы.
Ну что ж, приступим! В рассказе говорится о мальчике, который не понимает, откуда берутся бедные люди, почему наше общество вообще допускает существование бедности. Мы, взрослые, привыкли к имущественному и социальному неравенству, порой принимающему гротескные формы. Нам и в голову не приходит удивляться по этому поводу. Значит ли это, что мы лучше, чем дети, понимаем причины бедности? Безусловно. Только можно ли назвать удовлетворительными ответы, полученные мальчиком на его, по сути, простой вопрос? Вам не показалось, что он спрашивает про одно, а ответы получает совершенно про другое?
Герой рассказа, третьеклассник Дима, мыслит в привычной ему плоскости, своими, детскими категориями. Он рассматривает проблему бедности как вопрос моральный. В моральном же плане действительно невозможно понять, как можно купаться в роскоши, когда на твоих глазах кто-то еле сводит концы с концами. Такая ситуация подрывает один из незыблемых столпов любой морали - справедливость. В детском понятии мира и устройства общества справедливость играет центральную роль. Без неё невозможен процесс воспитания: в самом деле, нельзя же хвалить за дурные поступки и наказывать за хорошие. Получается, что мы, взрослые, прививаем детям справедливость, а сами не держимся её, и, в общем-то, давно уже не верим в её существование.
Как же мы живём? Как не ужасаемся сами себе? Очень просто! Мы переросли мораль, которая ничего не может объяснить, а только требует от нас поступаться собственными выгодами, не обещая чего-нибудь взамен. Вместо морали мы пользуемся другими императивами, гораздо более удобными, современными и ни к чему не обязывающими. В частности, стоит перенести вопрос бедности из области морали в область экономики, как неравенство получает своё объяснение и оправдание. Вместо какой-то там справедливости используются вполне надёжные, крепкие теории о рынке, занятости, распределении доходов, употребляются пирамиды Маслоу, статистика, психология, словом, вопрос переводится на научные рельсы и обосновывается аналитически. И что же, решается он, этот вопрос? Ничуть не бывало! Как были бедные сто лет назад, так и остаются до сих пор, только теперь мы относимся к ним по-другому. Мы приняли существование бедности как неизбежность и смирились с ней. Как смирились с массовыми увольнениями сотрудников, когда у какой-нибудь корпорации не то, что появляются убытки, а только немного падает прибыль. Как смирились с низкими зарплатами учителей при астрономических доходах некоторых чиновников. Как, наконец, смирились с коррупцией, неизбежной при отсутствии морали.
Стоит перевести любую проблему на экономические рельсы и она перестаёт быть проблемой. Тысячелетиями люди искали способ, как достичь всеобщей справедливости, и вот появились экономические теории и отменили справедливость. Нам нечего теперь достигать, наши цели теперь иные, те, которые диктует нам экономическая целесообразность. С исчезновением справедливости стала ненужной и мораль, она теперь - достояние детей, ещё не доросших до понимания процессов, определяющих движение общества, да чудаков, любящих порассуждать на отвлечённые темы.
В конце рассказа мальчик ищет в себе чего-то, что могло бы помочь ему исправить положение бедного человека. Разумеется, он не находит ничего и в замешательстве лезет в карман за деньгами, хоть и испытывает при этом мучительный стыд. Вот он, первый шаг, сделанный маленьким человеком в движении от морального взгляда на мир к его экономическому пониманию. Дал денег, и вопрос закрыт, можно снова чувствовать себя хорошо. Подкуп своего морального чувства, совершённый впервые, впоследствии станет нормой.
Вы можете не соглашаться со мной, называть меня глупцом, но мне всё-таки хочется верить, что когда-нибудь поиски социальной справедливости возобновятся уже на новом уровне, с учётом всего пережитого человечеством за последние двести лет.