Растение известно науке со времён Античности. Первое упоминание о нём встречается в знаменитом сочинении Плиния Старшего (24 г. н. э. – 79 г. н. э.) «Естественная история». Описывая растение, автор использовал название geum, очевидно заимствованное из народного обихода. Существует гипотеза, согласно которой это имя связано с греческим словом γεῦμα, что значит «вкус» (пищи или напитка). Догадка эта кажется спорной, так как растение не обладает каким-либо специфическим вкусом, который безоговорочно отличал бы его от всех прочих видов. Другое дело – запах. Молотое или просто надломленное корневище гравилата источает аромат пряной гвоздики. Недаром в некоторых европейских языках растение называется гвоздичным корнем1. Но аромат, к тому же не уникальный, это всё-таки не вкус, поэтому созвучие греческих слов представляется в данном случае обычным совпадением.
В эпоху Средневековья старинное название вида, упоминавшееся Плинием, было забыто. Вместо него в научный обиход вошла латинизированная форма народного имени гравилата («гвоздичный корень») – radix caryophyllata. А народ тем временем придумал иной фитоним, глубоко внедрённый в христианскую систему верований и ценностей, пришедшую на смену рухнувшей культуре Античности. Растение стали называть «корнем Бенедикта» в честь основателя первого в Западной Европе монашеского ордена – Бенедикта Нурсийского (480–548).
Срединные листья у гравилата тройчатолопастные. В этом средневековые умы находили явную связь со Святой Троицей. Цветок обладает пятью лепестками – что это, если не очевидный намёк на пять ран Христа? Да и само имя Бенедикт означает «благословенный». Все эти обстоятельства придали растению репутацию универсального средства против всяческого зла, в равной степени мирского и потустороннего, а также лекарства от всевозможных недугов, душевных и телесных.
Следуя возникшим на этом фоне суевериям, 21-го марта, в день памяти святого Бенедикта2, люди шли в лес, выкапывали корни гравилата, сушили их и измельчали в порошок. В дальнейшем этот порошок носили в мешочке на шее как амулет для защиты от сатанинских козней. В случае необходимости им пользовались ещё и как аптечкой: измельчённые корни принимали внутрь для лечения разных болезней и в качестве противоядия от змеиных и прочих ядов. Надо заметить, что время для сбора корней было выбрано очень удачно: именно в марте они наиболее сочны и ароматны.
Известная средневековая монахиня-целительница Хильдегарда Бингенская (1098–1179) знала о корне Бенедикта и рекомендовала добавлять его к вину для придания напитку благородного сладкого вкуса. До сих пор некоторые виноделы-любители пользуются предложенным ею рецептом. Кроме того, она лечила гравилатом головную боль и использовала его в качестве афродизиака, чтобы «разжечь любовь» в мужском сердце.
Безосновательное и никак не подтверждённое современной наукой верование в приворотные свойства гравилата было широко распространено не только на Западе. В российских травниках растение часто именовали любимником или любим-травой. Николай Иванович Анненков (1819-1889) в своём «Словаре простонародных названий русских растений» предположил, что упомянутая легенда возникла из-за свойства семян гравилата прилипать к одежде так прочно, что их чрезвычайно трудно оторвать3. Среди других традиционных названий растения он упоминал: вывишник, чагирь, бадан, чистец, гвоздичник. Что же касается собственно русского слова – гравилат, то это всего лишь искажённое средневековое название caryophyllata, вошедшее в русскую науку задолго до того, как в 1753 году Карл Линней восстановил видовое имя растения, данное ему Плинием в «Естественной истории».