В 1851 году русский археолог Алексей Сергеевич Уваров проводил раскопки на территории Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале и обнаружил там следы обширной усыпальницы, окружённой руинами бутовых стен, покоившихся на подземном фундаменте. Внутри были найдены кирпичные склепы и индивидуальные гробницы в виде антропоморфных саркофагов. Лишь два саркофага удалось идентифицировать по надписям на крышках. Один из них принадлежал сыну Дмитрия Михайловича Фёдору Дмитриевичу Пожарскому, другой – князю Никите Андреевичу Хованскому. Большой саркофаг без надписи, расположенный по соседству с ними, был приписан без всяких на то оснований самому Дмитрию Михайловичу. Сделано это было, по-видимому, в угоду общественному мнению, к тому же склепом заинтересовались сыновья тогдашнего императора Николая I. Чтобы не разочаровывать их, специально созданная комиссия Святейшего синода утвердила действительным факт захоронения князя Пожарского в Спасо-Евфимиевом монастыре. Факт этот, впрочем, оставался сомнительным вплоть до нашего времени, когда, как уже упоминалось выше, ему нашлось документальное подтверждение**.
По окончании археологических работ погребения были вновь засыпаны землёй. Место, где располагалась усыпальница – вплотную к юго-восточной стене Спасо-Преображенского собора, возле апсиды придела св. Евфимия – было обнесено оградой, в центре которой установили столбик с надписью: «Здесь лежит князь Дмитрий Михайлович Пожарский».
Вскоре, однако, на высочайшее имя поступило прошение от граждан об устройстве на месте погребения князя памятника в честь новоявленного народного героя. Царь Николай Павлович был весьма неглупым человеком и хорошо понимал, какое идеологически двусмысленное значение может нести подобный монумент. Но как раз в ту пору – в 1852 году, он стоял на вершине своего могущества как непререкаемый самодержец и жандарм Европы, вследствие чего мог позволить себе проявить даже некоторый либерализм. Он дал всемилостивейшее согласие на строительство, но денег не дал. Средства на памятник собирали «всем миром» в виде частных пожертвований от граждан.
Вообще глубоко знаменателен сам факт того, что вопрос о возведении памятника дошёл до императора. Ни один из чиновников, составлявших тогдашнюю разветвлённую и громоздкую иерархию власти, как светской, так и духовной, не осмелился решить его сам. А ведь речь шла даже не о столицах – Петербурге или Москве, а о далёком, тихом, глубоко провинциальном Суздале, населённом по преимуществу монахами, ремесленным людом и мелкими торговцами. В обыкновенных случаях разрешения на строительство храмов и других сооружений на территории монастырей выдавал Святейший синод. Но в том-то и дело, что этот случай был необыкновенным. Идеологическую его подоплёку понимали все и брать на себя ответственность явно не спешили.
Сбор необходимой суммы, 75 тысяч рублей, занял шесть лет. За это время в стране произошло множество важных событий. Возгордившись сверх меры, Николай I в одиночку, без единого союзника ввязался в войну против всей Европы, и бесславная эта война не только свела в могилу его самого, но и сломала хребет с виду прочному русскому абсолютизму. На трон вступил его сын, ставший впоследствии первым российским императором, погибшим от рук простолюдина. Всё общество вдруг всколыхнулось, пришло в движение, всё зашаталось – устои и нравы. Казалось бы, в такие-то времена и вспомнить бы о земстве, о народовластии, об участии в общественной жизни всех слоёв населения. О них и вспомнили, но как-то робко, однобоко, нерешительно, и в общем-то мало что из этого вышло. А памятник всё-таки начали строить.
По указанию Александра II монумент Пожарскому в образе мавзолея-часовни следовало выстроить в «старинном русском стиле», приходившем тогда на смену изжившему себя классицизму. На деле вышла всё-таки смесь из стилей, довольно причудливая, но, несомненно, оригинальная, особенно для того времени. Автором проекта стал профессор Императорской Академии художеств Алексей Максимович Горностаев.
Указ о строительстве был опубликован в 1858 году. Торжественное открытие и освящение часовни состоялось 2 июня 1885 года. Сбор средств, подготовка и строительство заняли, таким образом, 33 года. За это время на троне успели смениться три императора. Само собой создаётся впечатление, что с работами явно не спешили. И дело даже не в том, что не было денег – деньги как раз-таки были. Просто проект этот оказался, выражаясь современным языком, не слишком приоритетным. Для сравнения, несоизмеримо более масштабное строительство храма Воскресения Христова на крови (Спаса на крови) в Петербурге продолжалось лишь 24 года. Сопоставляя мысленно два этих памятника-монумента, построенных примерно в одно и то же время, не перестаёшь удивляться, сколь разны их судьбы, масштабы и общее историческое значение.
Надо признать: мавзолей князя Пожарского вышел хотя и небольшим, но роскошным как внутри, так и снаружи. Стены из белого каррарского мрамора, богатая каменная резьба, бронзовые рельефы, мозаичные иконы – всё это впечатляет. Но вместе с тем одно это здание, взятое само по себе, создаёт ощущение какой-то недосказанности. Им обозначена память о человеке, и только. А где же приметы жизни, знаки эпохи, свидетельства проявленного героизма? Не зря же зовём мы Пожарского народным героем, спасителем Отечества!
Создатели мавзолея, очевидно, тоже чувствовали эту проблему. В середине XIX века существовало ещё слишком мало источников, из которых любой желающий мог почерпнуть хотя бы общие сведения о биографии князя. Литература о нём, в особенности популярная, была редка и доступна лишь ограниченному кругу людей. Для широких народных масс история жизни Дмитрия Михайловича оставалась закрытой книгой. Забытого героя нужно было как-то популяризировать. В каком-то сугубо практическом смысле памятник требовал обоснования здесь и сейчас, чтобы каждый пришедший к нему не ушёл равнодушным. Малые размеры сооружения и теснота интерьера не позволяли использовать чисто наглядные средства вроде картин и скульптур, к тому же в часовне они были бы явно неуместны. Поэтому, видимо, на каком-то из этапов разработки проекта архитекторы решили поместить в арочных нишах снаружи здания письменный рассказ о подвигах Пожарского. Уже одно это свидетельствует о глубочайшей степени забвения, постигшего князя после смерти.
Но и тут сказалась какая-то сдержанность, несмелость в осуществлении задуманного. Перво-наперво, где было взять текст такого рассказа? «Сочинить самим?» – но вдруг напишешь что-нибудь лишнее, рассердишь чиновников и, чего доброго, загубишь памятник, попав под цензуру. Слишком уж щекотливой была история Смуты, слишком много в ней было потенциально крамольного – и фактов, и интерпретаций.
Затем, положим, текст был написан и сверен с цензурой. Каким же образом согласовать его с обликом часовни, не нарушив её торжественности? Православный храм, пусть и малый, всё же остаётся святыней, дело ли это, испещрять его светскими письменами?
В конце концов было принято соломоново решение: взять текст из старинной летописи, причём изобразить его в камне точно так, как делали это летописцы на бумаге в начале XVII века – старорусским полууставом. Так и было исполнено. В результате овеянные ореолом древности письмена как нельзя лучше вписались в стиль и характер экстерьера. Популяризаторская роль повествования при этом, конечно, сильно пострадала. Даже в наш просвещённый век всеобщей грамотности многие люди, не привыкшие читать старинные тексты, с трудом разбирают их. Что уж говорить о веке девятнадцатом, когда по статистике грамотой владела от силы лишь пятая часть населения. По иронии судьбы, или по её закономерности, вновь, как и в прежние времена, чисто внешние обстоятельства встали на пути широкого распространения информации о жизни Пожарского. И не в последний раз! – но об этом позже. Пока же необходимо остановится подробнее на детальном разборе упомянутой надписи, и вот почему.
Каждый из нас теперь, имея досуг и желание, может поехать в Суздаль и посетить Спасо-Евфимиев монастырь чтобы лично ознакомиться с историей, вытесанной в камне на стенах мавзолея. Но нередко случается так, что поездки эти, особенно групповые, более или менее строго регламентированы по времени, вследствие чего останавливаться на чтении у туристов попросту нет возможности. К тому же, как уже говорилось, чтение это не из простых. Чтобы всякий желающий смог в своё удовольствие не спеша изучить содержание надписей, ниже будут размещены их фотографии, а рядом для удобства – переложение текста на несколько более современный язык.
Прежде чем перейти непосредственно к тексту, упомянем вкратце о его происхождении. Источником для надписи послужил документ с традиционно длинным названием: «Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго государства от внутренних и внешних неприятелей и от прочих тогдашних времён многих случаев, по преставлении царя Ивана Васильевича, а паче о межгосударствовании по кончине царя Феодора Иоанновича, и о учинённом исправлении книг в царствовании благовернаго государя царя Алексея Михайловича в 7163/1655 году. Собрано из древних тех времен описаниев».
Как следует из заголовка, летопись эта довольно поздняя. Составлена она была спустя почти полвека после окончания Смутного времени в виде пространного перечня событий, покрывающего длительный период от кончины Ивана Грозного до первых лет царствования Алексея Михайловича. В основание повести легли многочисленные письменные свидетельства современников описываемых событий. Тон и содержание документа, тот факт, что фамилия Романовых встречается в первом же его абзаце, говорят об официальном происхождении документа и, следовательно, о некоторой степени его тенденциозности. Это отнюдь неудивительно: интерпретации истории были свойственны и тем отдалённым временам.
Текст рукописи весьма обширен, в современном печатном виде он занимает свыше трёхсот страниц. Поэтому при составлении надписи на стенах мавзолея из него были выбраны лишь ключевые предложения и фразы, сложившиеся тем не менее в связный рассказ. Вот что в нём говорится.