Натюрморт с сюжетом

Бытует широко распространённое мнение, будто бы натюрморт как жанр живописи носит почти исключительно декоративный характер, что интересен он только самим художникам, оттачивающим на изображении застывших сцен своё профессиональное мастерство. Отчасти это, конечно, так. Составляя статичные композиции, освещая их тем или иным образом, созерцая форму предметов, цвет их поверхностей, их фактуру, художник учится наблюдать действительность. Умение видеть, замечать мельчайшие детали – важнейший навык и для фотографа, хотя, безусловно, и всякий вообще человек, даже самый далёкий от искусства, может извлечь немало пользы, развивая в себе способности к наблюдению. Слишком уж многое в мире ускользает от нашего внимания. Особенно это касается привычных вещей. Попытка взглянуть на привычное пристально и составляет, собственно, главную суть натюрморта.

Однако неверно было бы утверждать, что этим и исчерпывается его назначение, что этому жанру чужды все прочие свойства, присущие изобразительному искусству: сюжет и фабула, символизм и повествовательность. Натюрморт способен передавать любые смыслы, если смыслы заложены в нём. Предметы в отсутствие человека играют роль его окружения, важного, хотя и неодушевлённого контекста. По их состоянию, взаимному расположению, внешнему виду и характеру можно судить о характере их владельца. А уж что касается символизма, то здесь в натюрморте открывается широчайшее поле для игры воображения.

Ниже представлены три композиции, созданные мною с целью проиллюстрировать вышесказанное. Все они возникли из желания выразить некую мысль, ощущение или настроение и, следовательно, являясь по форме типичными натюрмортами, в сути своей заключают некое повествование.

Ожидание

Ожидание
Ожидание (2024).
Вещи, предметы одежды, терпеливо ждут своих хозяев. Быть может их владельцы засиделись в гостях или напротив, вернувшись домой, забыли выключить лампу и отправились спать. Свет останется гореть до утра, и перчатки, шляпа шарфы и платки будут висеть неподвижно. Лишь часы продолжат свой ход, отсчитывая часы и минуты тишины. Но что это? – над абажуром лампы, словно сорвавшись с платка, вспорхнули и повисли несколько жёлтых листочков! В ярком потоке света они отделились от фона и того и гляди упадут или, совсем невесомые, вдруг взмоют ввысь, гонимые тёплой воздушной струёй. Им явно не терпится сдвинуться с места, подняться и улететь.

Листочки, как будто повисшие в воздухе, задают элемент динамизма статичной сцене. Эффект объясняется тем, что основа платка чрезвычайно тонка, легко просвечивает и, отражая мало света, совершенно теряется на сравнительно более тёмном фоне. Узор в виде листьев или, как их иногда называют – «огурцов», напротив хорошо рассеивает свет и прекрасно виден в темноте. Благодаря этому, подобрав соответствующее освещение, узор легко отделить от основы и сделать главным героем сюжета, носителем скрытого динамизма в изначально статичной сцене.

Шах и мат в отсутствие чёрного короля

Шах и мат в отсутствие чёрного короля
Шах и мат в отсутствие чёрного короля (2024).
Происходит борьба: свет против тени, белые фигуры – против чёрных. Темнота побеждает, белому королю только что был объявлен мат. Однако вглядимся внимательней: несмотря на глубокую тьму, окружившую доску, фигуры на ней достаточно хорошо освещены, чтобы их разглядеть, но при этом ни одна из них не отбрасывает собственной тени! Откуда же взялся свет? С какой стороны он светит? Или он растворён в самом воздухе? Так или иначе, часть теней решительно изгнана с доски и победа тьмы неполна, недействительна. Этот факт и символизирует отсутствие чёрного короля. Без него шах и мат, объявленный противоположной стороне, теряет свой смысл и силу.

Благодаря особой технике освещения собственные тени фигур в этой композиции удалось свести на нет, не прибегая к каким-либо компьютерным манипуляциям.

В свете луны

В свете луны
В свете луны (2024).
Свечи почти догорели и были потушены. Люди давно уже спят и в ночи книги, бюст и очки освещаются узкой полоской холодного лунного света, словно сквозь щель в приоткрытых шторах. Выражение лица писателя на бюсте задумчиво. Он как будто размышляет о прошедшем времени, о давно минувшем дне его жизни, сменившемся лунной ночью воспоминаний, горящих отражённым светом напечатанных слов.

Здесь, при помощи технической имитации лунной полоски света, рассеивающей тьму, я попытался передать настроение, возникающее у меня по временам после чтения некоторых произведений Тургенева.
Домашняя страница
Карта сайта
Контакты