Бытует широко распространённое мнение, будто бы натюрморт как жанр живописи носит почти исключительно декоративный характер, что интересен он только самим художникам, оттачивающим на изображении застывших сцен своё профессиональное мастерство. Отчасти это, конечно, так. Составляя статичные композиции, освещая их тем или иным образом, созерцая форму предметов, цвет их поверхностей, их фактуру, художник учится наблюдать действительность. Умение видеть, замечать мельчайшие детали – важнейший навык и для фотографа, хотя, безусловно, и всякий вообще человек, даже самый далёкий от искусства, может извлечь немало пользы, развивая в себе способности к наблюдению. Слишком уж многое в мире ускользает от нашего внимания. Особенно это касается привычных вещей. Попытка взглянуть на привычное пристально и составляет, собственно, главную суть натюрморта.
Однако неверно было бы утверждать, что этим и исчерпывается его назначение, что этому жанру чужды все прочие свойства, присущие изобразительному искусству: сюжет и фабула, символизм и повествовательность. Натюрморт способен передавать любые смыслы, если смыслы заложены в нём. Предметы в отсутствие человека играют роль его окружения, важного, хотя и неодушевлённого контекста. По их состоянию, взаимному расположению, внешнему виду и характеру можно судить о характере их владельца. А уж что касается символизма, то здесь в натюрморте открывается широчайшее поле для игры воображения.
Ниже представлены три композиции, созданные мною с целью проиллюстрировать вышесказанное. Все они возникли из желания выразить некую мысль, ощущение или настроение и, следовательно, являясь по форме типичными натюрмортами, в сути своей заключают некое повествование.